18.10.2017

"Последнее время жизни и смерть папаши". Воспоминания А. Я. Зайцева об отце - шелкоткацком фабриканте из д. Старопареево

Трогательные воспоминания Алексея Яковлевича Зайцева (1893 – 1938) о смерти его отца – шелкоткацкого фабриканта из деревни Пареево (ныне Старопареево), Якова Аггевича Зайцева повествуют о событиях 1911 года. 



Копия воспоминаний хранятся в архиве историко-краеведческого музея г. п. Фряново. Текст публикуется впервые. Снабжён нашими примечаниями и ценнтейшими фотографиями погребальной церемонии, датированными 27 апреля (стар. ст.) 1911 года.

Зайцев А.Я.
Последнее время жизни и смерть папаши

Алексей Яковлевич Зайцев (18 января 1893 - 1938) - автор воспоминаний.


Я. А. Зайцев. 1909 г.

Это было 1911 года, когда папаша с Иваном Семёновичем в январский 25° градусный мороз ездили по общественному делу к лесничему на лошади Карасе, который вскоре захворал. Недели через полторы после ихой [так] поездки папаша стал жаловаться на боль в животе, и я каждый вечер после ужина растирал его Ивановской мазью, от которой он чувствовал, что ему делалось лучше; но мне кажется, что это ему так казалось, или он утешал себя, потому что он с каждой неделей делался слабее, как нам это казалось, а особенно кагда он приедит из Москвы.  Перед масляницой, несмотря  [c.1]  на то, что в конторе делов было много, он постоянно уходил из неё, то полежать, а то посмотреть кусок, или уйдёт в дом, и читает газеты. И это нам с конторщиком казалось  как-то странно, потому что он раньше не уйдёт из конторы, не смеряв все куски товару. На маслянице он был всё время дома, никуда не ходил и не ездил. На первой неделе велик. Поста он с Сер. Вас. Ник.  Ездил говеть; на 2-ой неделе он уехал в Москву, и, возвратившись оттуда в субботу на той же неделе, в нём заметна была перемена, он похудел – побледнел, и сильно ослаб, хотя он этого не сознавал. На 3-ей неделе я с Жермой [Глинциг Жермен Альбертович (1885 – 1967).] уехал в Москву, приехал в воскресенье, он был один дома, а остальные были на Фрянове [с.2]. Я приехал, стал рассказывать, что есть в Москве нового по торговле, и тому подобное. Я узнал, что он завтра, т. е. в понедельник собирается ехать в Москву, я стал его уговаривать, чтобы он не ездил, так видно, что он сильно хворает, да, притом, ещё и делов там никаких нет. Но он сказал, что у него там есть какие-то дела. Я внёс ему халат в дом, чтобы он был тёплый , и саквояж.


Заглавный лист воспоминаний А. Я. Зайцева.
Семьи Зайцевых и Глинцигов. Фотография нач. ХХ в.
 Архив историко-краеведческого музея г.п. Фряново. 
Встал в 5½ часов утра (это был понедельник 4-й недели В. Пос. [Великого Поста. Надписано сверху тем же почерком: «21 марта»], чтобы проводить Папашу. И он уехал. И это были последние проводы его из Пареево. Вся четвёртая неделя прошла своим порядком. В субботу, как он велел, выслать за ним лошадь [было это исполнено]. К общему испугу вместо Папаши [c.3] на этих лошадях приехал Саша. Саша сказал, что Папаша захворал, но не серьёзно. И доктор Лапин ему не велел ходить в городе, но он всё ходит, поэтому Саша приехал за Мамой, чтобы ему было повеселей в квартире. И они в воскресенье уехали. Вся 5-я неделя прошла в делах. Так же прошла и 6-я. На 7-й неделе во вторник я с Флерой [Зайцева Флёра Альбертовна (Глинциг; 1887-1942)] поехал в Москву. Пройдя через [чёрный] ход на квартиру, и посидев немного чтобы отогреться, я пошёл к нему в комнату. Идя до комнаты, меня мучило о том, в каком он состоянии. И я очень боялся увидать его слишком плохого, как мне это казалось, потому что все находившиеся в квартире плакали, и не говорили о его болезни ни слова. Отворяя его комнату, я увидел: сестра поила его чем-то из чаш[ки] [c.4]. Когда он услыхал, что [зачёркнуто] кончил пить, Мама сказала, что приехал Лёша с Флерой, и я подошёл к нему. Когда он взглянул на меня, у меня потекли слёзы, и я ничего не мог говорить. Поздоровавшись с ним, и, скрывая своё волнение, я рассказывал ему что делается дома, но расска[зывать] долго не пришлось: он устал, и нянька просила меня идти. Я эту всю ночь не мог уснуть, мне всё предст[авлялось] его болезненное Лицо. На утро, когда мы сели чай пить, он позвал меня, чтобы ему помог встать. И он сел с нами за стол, хотя ничего не кушал. Насильно допив свой стакан, я спешил уйти в город, чтобы не расплакаться, потому что я не мог смотреть на его болезненное Лицо, выражавшее сильное сострадание [так в тексте]. Пробыл весь день в городе. И день этот мне казался за год, так как [с.5] весь день только и спрашивали о здоровье Папаши, и приходилось отвечать, что всё также, хотя зная, что с каждым днём всё хуже. И потому каждую минуту мне приходила мысль, о том, что [зачёркнуто] о его мучении, и желание скорее выздравить [так в тексте], и мне его было очень [зачёркнуто] жалко, так, что. я думаю, на свете ничего не может быть жальче. Я желал бы умереть сам вместо него, или сделать всё, чтобы от меня зависело, только чтобы он выздоровел. На другой день, в четверг на Страстной неделе я, Флера и Коля (он был в Мос[кве]) поехали в Пареево. Первый раз мы встречали Пасху без Папаши: только 3-е [трое]: Миша [24-летний Михаил Яковлевич Зайцев ], Коля  [26-летний Николай Яковлевич Зайцев] и я, а все остальные были в Москве. Так скучно прошёл весь день Св. Х. воск. [Святого Христова воскресения]. [С. 6].
На 2-ой день Пасхи [приписано тем же почерком: «11 апреля 1911»] Миша с Колей  уехали в Москву: всю неделю я проводил почти один. Только в субботу на Пасхе приехала Мама с Мишей и Колей, и сообщили, что папаша перевезён в Больницу в этот же день, когда я уехал оттуда. На Фоминой неделе, 21 апреля в четверг, я поехал с Мамой в Москву.
Проезжая Троицей, Ив. В. Трегубов остановил нас, и сказал, что сейчас звонили по телефону из Москвы, и сказали, чтобы мы ехали скорее, так как Папаша очень плох.
Эти проклятые два часа по желез[ной] дороге показались мне вечностью. Приехав на квартиру в 10 часов вечера, там был Саша и Ваня сообщили, что сегодня была операция, и что она кончилась удачно [с.7], но только доктора нашли большой рак, и сказали, что ещё может прожить недели две.  Всё это говорилось как-то таинственно, и у всех на глазах были слёзы. Я от сильного волнения не мог ничего даже говорить, и находился в таком настроении, и я не знал, что мне надо было делать. Всю эту ночь я не спал.
22 апреля в пятницу я ушел утром в город, а Саша с Мамой поехали в Солдатенковскую больницу  [Больница Козьмы Терентьевича Солдатенкова (1818-1901), в наши дни – Московская клиническая больница им. С.П. Боткина] к Папаше. Но в 12 часов они уже приехали в лавку, сказали, что и они его почти не видали, потому что так рано не пускают, а пускают только в 2 часа.
Я просил [зачеркнуто] возбудил вопрос о вызове Феди [сына умирающего, Фёдора Яковлевича Зайцева (1887-1938)] из заграницы. Составили телеграмму следующего содерж[ания]: «Папаша серьёзно болен, бери времен[ный] отпуск. Приезжай». И послали.  Я писал товар, и вдруг телефон Тр. Тр. Вас. Вав. Подошел к телефону, и вдруг я заметил сразу, что что-то случилось, он, как будто чего испугался, и голос его задрожал. Он повесил трубку. Сказал: «Говорят из больницы, и просят скорее приезжай, чуть жив». Я как будто очумел, не поднимал головы, и не соображая, что надо скорее ехать, продолжал писать ярлык на товар.  Но Вас. Вавил.,  подавая мне шапку и пальто, сказал: «Бросайте, и поезжайте скорей». Я, не помня, что творится, взял Маму и пошёл скорее на трамвай, хотя совершенно не знал, где эта больница. Но, всё-таки, скоро [с.8] доехали, а Саша пошёл сказать Русасову и Соколику. Подходя к больнице, мы увидели нашего священника и Василия. С ними вместе и вошли, надев на нас какие-то белые халаты. Мы пошли в номер, где лежит Папаша. Подходя к его номеру, у меня закружилась голова и я задыхался. Я не знал, как мне к нему подходить. Мама первая, отворяя дверь, вошла, и я зашёл вслед за ней. Увидал Папашу в таком мучении, у меня слёзы полились рекой. Поцеловал Папашу. Он спросил едва слышным голосом: «Ну, что дома?». Я сказал, что всё очень хорошо, идёт своим порядком. «А что же батюшка, не приехал ко мне, давно собирался?». Я сказал, что он сейчас взойдёт, и позвал его.
Он поздоровался с ним, и п[р]оговорил  [с.9] чего-то. Только я ничего не слыхал. Я ушёл в угол. И не мог удержаться от рыдания, так как все плакали, и Священник, разговаривая с ним, Сам, рыдая,плакал.  Мама спросила, не хочет ли он причаститься, он сказал «я думал завтра». Но его, всё-таки, уговорили, и он остался с батюшкой вдвоём для исповеди. Тут были Мама, Саша, я, Зина, аркаша, Маня, Вас. Ив. Бусаков и ещё кто-то, только я уже всех не видал.
Когда читали отходную, он лежал, и, всё-таки, с трудом крестился. Только кончили читать отходную, он начал тянуться и началися судороги, и через 5 минут был мёртв. Я, всё-таки, в надежде на выздоровление, даже и не мог  себе представить, чтобы он мог умереть. Но подойдя, и убедившись, что он умер, меня охватил какой-то ужас [c.10]. 

Похороны Я. А. Зайцева в Маврине. Фотография 27 апреля 1911 г. из архива Зайцевых. 
Я знал, что теперь  предстоит много делов для похорон и отправления праха в деревню, но я не знал, с чего начать, не потому, что я ещё совершенно был не опомен, и никогда не приходилось быть в каком положении, но от горя мне только хотелось плакать. Саша делал кое-какие распоряжения, он поехал в город, а я с Мамой уехал на кв[артиру] за его бельём.

 Похороны Я. А. Зайцева. Фотография 27 апреля 1911 г. из архива Зайцевых. 

Приехав оттуда в 7 час. вечера, была панихида. На другой день, в субботу, тело вечером свезли на вокзал, мы шли за гробом всю дорогу. Миша уехал домой, чтобы приготовиться к встрече. [С. 11].
 Похороны Я. А. Зайцева. Фотография 27 апреля 1911 г. из архива Зайцевых. 

В воскресенье утром мы приехали к Троице. В 10 часов мы вынесли его из вокзала, и понесли по Троице. Много родных провожали до Глинькова, но Мама и много других уехали вперёд.  Я с батюшкой, О. В. остались одни, шли почти всю дорогу пешком.

  Похороны Я. А. Зайцева. Фотография 27 апреля 1911 г. из архива Зайцевых. 
Похоронная процессия из Сергиева посада до Пареева, либо из Пареева до Маврина.
 
Похороны Я. А. Зайцева. Фотография 27 апреля 1911 г. из архива Зайцевых. 
Богатое надгробие фабриканта сохранилось у алтаря церкви Владимирской иконы Божией Матери в с. Маврино. 

Надгробный памятник Я. А. Зайцева в Маврине. 
Фотография: А. Послыхалин, осень 2016 г.
 Надгробный памятник Я. А. Зайцева в Маврине. 
Фотография: А. Послыхалин, осень 2016 г.
Похороны Я. А. Зайцева. Фотография 27 апреля 1911 г. из архива Зайцевых. 
Возможно, на фотографии отражено убранство часовни в д. Старопареево, 
либо храма в с. Маврино.

 Похороны Я. А. Зайцева. Фотография 27 апреля 1911 г. из архива Зайцевых. 
Видны венки "Дорогому мужу и отцу от любящих жены и детей"; "От правления Тор<гового дома> В. А. Тара<?>", "От <...> Кербер", "От благодарных служащих"; "От Вейс и Абельс"; "От торгового дома Владимир Щенков с Сыновьями", "От Ю. Ф. Ватреме"; "От Пуриц и Рубинштейн. Одесса"; "От Д. В. Герен"


  Похороны Я. А. Зайцева. Фотография 27 апреля 1911 г. из архива Зайцевых.
На фоне - сохранившаяся до наших дней часовня в д. Старопареево. 

 Похороны Я. А. Зайцева. Фотография 27 апреля 1911 г. из архива Зайцевых.

Похороны Я. А. Зайцева. Фотография 27 апреля 1911 г. из архива Зайцевых. 
Деревенские мальчишки.
Историко-краеведческий музей г. п. Фряново © 2017.  
Оцифровка и публикация: А. Послыхалин © 2017.  
При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com